Опыты на животных - крещение кровью Покупая баночку крема для лица или пачку таблеток в аптеке, мы платим деньги. Но не задумываемся, что цена этих вещей - не рубли и копейки, а чья-то жизнь, полная боли и мучений. Ежегодно более 150 миллионов подопытных животных гибнет от пыток, которые страшно представить. В интервью с генетиком Марией мы обсудили, почему издевательства над животными ради экспериментов не только несправедливы, но и бесполезны. А также поговорили о том, как убийство животных в учебном процессе может повлиять на душевное состояние и мировоззрение студентов. - Мария, как Вы столкнулись с экспериментами на животных? - Когда я училась на втором курсе биолого-почвенного факультета СПбГУ, мне приходилось принимать участие в практических занятиях по физиологии человека и животных, а на третьем курсе - по биофизике. Это были эксперименты на лягушках. - Вы проводили на них опыты? - Ни одной лягушки я тогда не убила, но поняла, что необходимо прекратить насилие над животными. Я стала вегетарианкой (сейчас я веган). Всё же чувствую себя соучастником. Но прошлого не изменить, поэтому у меня теперь непреходящая потребность останавливать насилие над животными до тех пор, пока оно существует. Это помогает на время заглушить угрызения совести. - Как Вы хорошо сказали. Я разделяю Ваши чувства. - Теперь я расскажу Вам. Один год на втором курсе и полгода на третьем курсе на практических занятиях нас заставляли участвовать в убийстве живых лягушек. Я была вынуждена искать выход – улучшать методы, заменяющие эксперименты на животных. Для улучшения или разработки молекулярных методов может быть нужен квантово-химический расчет. Чтобы лучше понимать специфику вопроса, я решила учиться второй раз, снова с первого курса, т.к. не нашла тогда другого выхода. Кто-то бросает учиться, кто-то подаёт в суд на ВУЗ, а я решила модифицировать методы молекулярной биологии. Сейчас понимаю, что нужно было просто бросить учиться, а теперь эти убитые лягушки в каком-то смысле останутся со мной на всю жизнь. - А были инициативы разрешить студентам получать образование без экспериментов на животных? - Анатолий Сергеевич Лукьянов (кандидат биологических наук, преподаватель биофака МГУ – прим. ред.) рассказывал, что провёл анкетирование 200 студентов второго курса о получении биологического или медицинского образования без острых экспериментов на животных. Вопросы были такие: "Как вы относитесь к тому, чтобы кто-то из студентов получил такое образование, не участвуя в жестоких экспериментах? Хотите ли вы сами получить такое образование?" 80 процентов студентов сказали: да, они согласны, чтобы кто-то получал такое образование. 30 процентов сказали, что они хотят получить такое образование, не участвуя в жестоких экспериментах. Когда эти материалы были предоставлены декану Михаилу Викторовичу Гусеву, он вынес их на обсуждение на учёный совет. Закончилась эта дискуссия тем, что один из профессоров встал и сказал: "Какой же это будет студент, если он не пройдёт крещение кровью животного? Это – не биолог!" – и вопрос был закрыт. Похоже на стремление прогнать молодых людей через обряд инициации в виде армии. Обряд ради подчинения, ради того, чтобы были как все. Похоже? - Мороз по коже у меня лично. Как произошедшее отразилось на Вашей жизни? - Теперь мне очень тяжело жить с этим. Если с человеком произошло что-то немыслимое для него и/или принципиально недопустимое, то ему всю жизнь приходится жить с вопросом: как мне снова "стать собой" – человеком, который может честно сказать, что с ним подобного не происходило? Как? Изменить прошлое невозможно. Всё произошедшее с ним – это серьёзно и навсегда. Он никогда уже не сможет "стать собой". Ему всю жизнь придётся жить с этим вопросом и с тем, что произошло. В таком случае нужно искать возможность добиваться хоть какой-то справедливости. - Других вариантов нет. - Помню, что после первой убитой лягушки, на следующей лекции однокурсница спросила меня, почему я сижу с таким лицом. "Не ты же резала", - сказала она. Но хоть я и не убивала своими руками, всё равно осознаю себя соучастником-исполнителем. Преподаватель создавал такую атмосферу, как будто студенты сами хотят участвовать в этой жестокости. - Как трудно, наверное, было его не слушать. - Для многих всё именно так. Я хочу рассказать Вам об одном случае: у двух студентов, сидевших рядом - слева от нас, лягушка очень долго (как минимум полчаса) с изрезанной головой висела и двигалась, а затем подошёл преподаватель (студенты называли его - Дракула) и сказал, что они не удалили ей часть черепной коробки, поэтому она у них такая активная. Эксперимент назывался - "наблюдение сеченовского торможения". - Неужели такое возможно? Мы живём в двадцать первом веке! - Всё это время преподаватель был в аудитории, а также на практических занятиях был ещё один человек (наверное, его аспирант), сидевший прямо за нами. Когда я однажды рассказала об этом случае на форуме защитников прав животных, но не объяснила, что я сама в этом участвовала, один человек, бывший вивисектором и постоянно спорящий на этом форуме с веганами и вегетарианцами, утверждая, что мясо есть допустимо, а эксперименты на животных нужны. - Простите, это был вивисектор? Конечно, что же ещё он мог сказать. - Сейчас я Вам объясню. Да, он сказал мне, что люди эти сказки рассказывают, а я верю. На это я ответила, что видела всё своими глазами. Тогда он пояснил, что если это правда, то в борьбе с такой безграмотностью и жестокостью он меня поддерживает. Это были слова злейшего идейного врага - вивисектора, постоянно спорящего с защитниками прав животных и их сторонниками. Если даже вивисекторы так реагируют на произошедшее, то что это было? В чём я участвовала? Каким ужасным чудовищем я являюсь? И как теперь с этим жить? - Мария, Ваш рассказ потрясающий. Насколько я знаю, есть бывшие дрессировщики, вивисекторы и даже сотрудники боен, которые однажды осознали, что нужно отказаться от жестокости. Может быть, и этот Ваш вивисектор однажды что-то поймёт. - По крайней мере, я пыталась ему объяснить. - Как в таких условиях Вы выразили своё отношение к подобным ситуациям? Я отказалась от мяса, чтобы было понятно, что я не хочу в этом участвовать. И если участвую, то лишь для того, чтобы получить диплом (чтобы была возможность проводить исследования старения и выжить). Если человек даже мясо не ест, понятно же, что он не хочет быть соучастником-исполнителем убийства. Конечно, не хочет, но всё равно им является. Но всё-таки не хочет, т.е. является другим соучастником-исполнителем. - Это его не оправдывает. - Да. Всё сказанное меня не оправдывает. Но учитывая ту атмосферу, которую создавал преподаватель, для меня было важно подчеркнуть, что я не хочу в этом участвовать. И если бы была хоть какая-то возможность не участвовать в этой жестокости, но не быть отчисленной, я бы не стала участвовать. - Вы сделали шаг к вегетарианству, так как хотели подчеркнуть, что Вы против? - Да. Чтобы подчеркнуть, что я против участия в этой жестокости, я перестала есть мясо. Сейчас бы я вообще не стала участвовать. Сейчас я понимаю, что покупатель мяса является соучастником убийства следующего животного - он своими действиями (то есть покупкой мяса) даёт основание рассчитывать на подобное содействие в дальнейшем ("спрос рождает предложение"). Он не соучастник-исполнитель убийства, то есть не тот, кто совершает действия, составляющие объективную сторону убийства, но всё равно соучастник. - А в тот момент Вы об этом думали? - Ранее я считала недопустимым убивать позвоночных животных и некоторых беспозвоночных. Но не обдумывала причинно-следственные связи, которые есть при покупке мяса, а просто рассуждала исходя из того, что не сама убиваю этих животных, а просто покупаю их трупы, и вообще их всех, наверное, убили когда-то давно, а трупы где-то хранят и периодически продают. Если бы я тогда была хотя бы вегетарианкой, мне было бы проще осознать причинно-следственные связи, вовремя понять, что такой ценой диплом мне не нужен, поскольку убийство недопустимо даже в ситуации крайней необходимости, и не попасть в такую беду. - Как Вы пришли к тому, что нужно улучшать методы, заменяющие эксперименты на животных? - Однажды был случай, когда преподаватель узнал, что кто-то из нас в автобусе рассказывал об этих убийствах лягушек. Он стал запрещать свободу слова, сказав: "Держите язык за зубами". А когда одна из студенток спросила его, почему нельзя рассказывать, он ответил: "Потому что есть люди, которые не понимают". И я стала искать этих людей, а также решила, что нужно улучшать методы, заменяющие эксперименты на животных. И поскольку я понимала, что для улучшения или разработки методов молекулярной биологии может быть нужен квантово-химический расчет, я решила учиться второй раз. Снова с первого курса, чтобы я могла разобраться в математической стороне этого вопроса, если будет необходимо. - Квантово-химические расчеты – биофизика? - Да. Молекулы состоят из ядер и электронов. Их физическим характеристикам соответствуют математические объекты - операторы. В множестве операторов есть оператор энергии (гамильтониан). Собственные значения и собственные функции оператора энергии возможно найти, решая уравнение на его собственные значения (стационарное уравнение Шредингера). Для приближенного решения применяются методы квантовой химии. - Им учили на практических занятиях по биофизике? - Нет. - Как другие студенты относились к происходящему? - На третьем курсе была примерно одна лягушка на группу, а студенты, когда им предлагали убивать своими руками, отказывались, говоря, что уже «нарезались» на втором курсе. Иными словами, когда людям, уже участвовавшим в жестоких убийствах и издевательствах над живыми существами, но внутренне не во всем поддерживающим эти действия, предоставляли свободу выбора, они отказывались убивать. Лишь одна студентка вызвалась убить лягушку, а после убийства высоко подняла руку, в которой её держала, и стала довольная всем показывать. - Есть люди, которым даже нравится убивать, тем более, если закон разрешает убийство «в целях обучения». Скажите, удалось ли Вам тогда найти «тех, кто не понимает»? - Однажды я познакомилась с активистами центра защиты прав животных «Вита» (30-го апреля 2010-го года был семинар в СПбГУ). Они, удивившись, что я так много времени уделяю вопросу улучшения или разработки методов, стали объяснять, что я "изобретаю велосипед", так как методы, заменяющие эксперименты на животных, давно есть и нужно делать акцент на их внедрение в научную деятельность. Вивисекторы проводят эксперименты на животных, поскольку это - их хлеб. Они не хотят терять впустую свой опыт работы, полученный в ходе экспериментов на животных. Впрочем, я и сама понимала, что эксперименты на животных делятся на те, экстраполяция (вопрос математики) результатов которых на человека вообще невозможна, и те, в случае которых давно уже есть заменяющие их методы без использования животных. Кроме того, эти методы без жестокости намного эффективнее. - Ещё они дешевле, чем содержание вивария, ведь так? - Совершенно верно. Иными словами, эксперименты на животных бессмысленны и создают лишь видимость получения полезной для человека информации. Их нужно просто отменять, а также улучшать существующие методы, заменяющие эксперименты на животных, чтобы с их помощью можно было на самом деле получать ту информацию, видимость получения которой создаётся экспериментами на животных. - Есть центры утверждения методов, заменяющих эксперименты на животных, а среди противников вивисекции много врачей, учёных и преподавателей университетов. Науке не нужно быть жестокой и несправедливой. Мария, благодарим Вас за рассказ! Надеемся, что эта беседа не последняя. #соцреклама#Челябинск#мы_нужны_друг_другу

Теги других блогов: животные эксперименты этика